Экономика

Почему чиновники разного калибра без стеснения говорят о нарастающих трудностях в экономике

Вашы грошы — об итогах работы беларусской экономики за первый квартал 2024 года.

Беларусская статистика говорит об устойчивом экономическом росте. Но чем увереннее звучат эти заявления, тем чаще мы видим лихорадочные действия чиновников по решению всевозможных проблем от дефицита кадров до поставок на экспорт.

Выходит, или выбранная траектория роста откровенно вредит экономике, или беларусская экономическая модель перестала функционировать как надо. Можно предположить, что верными окажутся оба фактора одновременно. 

По итогам первого квартала 2024 года беларусский ВВП вырос на 4,1% к аналогичному периоду прошлого года. Это выше не только ожиданий международных организаций и независимых экспертов, но даже ожиданий чиновников. 

В первом квартале рост экономики показали все беларусские регионы. Быстрее всего он происходил в Гродненской области (+7,8% к первому кварталу 2023 года).

Планку в 5% преодолели Минская область (+5,7%) и Могилевская область (+5,4%).

Ниже всего рост в начале текущего года сложился в Гомельской области (+1,6%) и в столице (+3,4%). 

Высокие показатели роста достигнуты главным образом за счет обрабатывающей промышленности (+6,5% в январе-марте 2024 года к январю-марту 2023 года), которая, в свою очередь, подтягивает за собой сферы торговли (+11,0%) и транспорта (+5,4%).

Неплохо идут дела в сфере сельского хозяйства (+5,7%). Даже строительная сфера после откровенно провальных итогов января и февраля смогла выйти в плюс по итогам квартала.

Красивую картину портит разве что сектор IT (-4,2%). Сфера находится в глубокой яме уже два года. Так, например, по итогам первого квартала 2023 года падение составляло 16,2% к аналогичному периоду 2022 года.

Данный сектор экономики, кажется, почти нащупал дно своего спада, однако перспектив для того, чтобы оттолкнуться и пойти в рост, не просматривается. Для этого нет необходимых институциональных условий.

Все это происходит на фоне беспрецедентно высоких зарплат и умеренной инфляции, да и безработица на минимумах за всю историю наблюдения. И тут вспоминается песня группы «Машина Времени»: «Если всё, как надо, наверное, что-то тут не так».

О нарастающих с каждым месяцем трудностях в экономике уже без стеснения говорят чиновники самого разного калибра. То, что ранее было табуировано, сейчас активно разносится по провластной медийной повестке.

Говорят о сложностях на российском рынке для беларусской продукции — она теряет свою конкурентоспособность перед местными и китайскими производителями, о кризисе платежей — отечественные трактора уже меняют на апельсины из Африки, о недостатке провозных мощностей — идея выделить средства на развитие беларусской железной дороги у российской стороны поддержки почему-то не находит. Одновременно выражаются опасения, связанные с инфляционным навесом в экономике.

Неужели общество готовят к просадке? Ее, впрочем, постараются не допустить всеми силами до выборов 2025 года. Вместе с тем, происходящее в экономике, да сами и разговоры о проблемах — результат в том числе отрицательной селекции в управленческой вертикали.

Преданные заменили эффективных, но отвечать за последствия своей работы они не намерены. Зато могут открыто защищать себя тем, что предупреждают о нарастании проблем, ведь дефицит кадров на рынке труда таков, что преданных не хватает.

В итоге в среднесрочной перспективе экономике Беларуси предрекают сперва замедление роста, а после и вовсе его отсутствие. Причем этот сценарий еще можно назвать оптимистичным, ведь он предполагает, что директивное кредитование продолжится, жесткий контроль за ценами в той или иной форме сохранится, а ключевые беларусские экспортные товары — удобрения и продукты нефтепереработки — по-прежнему будут находить спрос на зарубежных рынках. 

А ведь есть еще проблема растущей внешней задолженности перед Россией, потолок производственных мощностей, санкционные ограничения, препятствующие инвестициям, и многие другие проблемы, которые могут обостриться настолько, что даже нулевой рост экономики покажется едва достижимой удачей.